2018-8-16 17:22 |
По данным CoinSchedule, с начала 2018 года блокчейн-стартапы привлекли $18 млрд путем первичного размещения монет — это почти в пять раз превысило показатели прошлого года. Однако в этом году удалось достичь такого колоссального показателя благодаря крупным сделкам, в которых участвовали аккредитованные (читаем: богатые) инвесторы, а не обычные покупатели из интернета. К примеру, только Telegram с помощью публичных торгов привлек $1,7 млрд.
Не для всехПринимая во внимание, что регулирование становится все жестче, многие стартапы приходят к выводу, что проще привлекать средства через частных инвесторов, активно интересующихся цифровыми активами. Таким образом, криптовалюта становится чем-то вроде инструмента традиционного венчурного инвестирования.
Блокчейн-стартапы начали использовать ICO для привлечения финансирования путем продажи токенов. Токены впоследствии можно будет использовать в ходе оказания услуг. В первую очередь учредители проектов создавали собственные сайты, загружали туда данные о них, проводили рекламную кампанию в социальных сетях и привлекали средства в виде bitcoin или Ethereum. После прошлогоднего бума на рынке ICO и резких скачков цен на bitcoin схема усложнилась.
Прежде всего следует отметить, что регулирующие органы во всем мире ужесточили контроль за ICO. Также более жесткими стали регистрационные требования в отношении выпусков ценных бумаг, которые, по их мнению, напоминают продажу токенов. Это означает, что многим добросовестным компаниям, занимающихся ICO, приходится привлекать юристов для соблюдения всех вышеуказанных требований, что, безусловно, влияет на конечную стоимость продукта.
С другой стороны, продать токены можно и проще, просто предложив их аккредитованным инвесторам. В таком случае, по законодательству США, никакой регистрации не требуется.
Бум ICO вызвал повышенный интерес со стороны институциональных инвесторов, включая венчурных капиталистов, семейные офисы и криптовалютные хедж-фонды. Благодаря этому привлечение необходимого количества средств стало более простой задачей. По данным CoinSchedule, около 18% средств, привлеченных для ICO в этом году, пришлось на счет закрытых продаж, а 37% предложений — на счет предварительных продаж.
Деньги любят тишину«На сегодняшний день для компаний сбор средств при закрытых продажах — это лучший вид дохода на инвестиции (ROI), потому что в такой ситуации риск неопределенности и несоблюдения законодательных требований минимален», — отмечает Уриэль Пелед (Uriel Peled), соучредитель инфраструктурной компании Orbs, расположенной в Тель-Авиве. С помощью стратегических инвесторов, акционерного и венчурного капиталов этой организации удалось собрать $120 млн на закрытой продаже.
Согласно оценкам Autonomous Research, стоимость успешного ICO может составить от $1 до $3 млн, включая расходы на юридические, маркетинговые и консультационные услуги. При этом, по данным CoinDesk, с помощью ICO за июнь этого года в среднем удавалось привлечь $30,7 млн.
ICO — это вовсе не IPO, и для многих преимуществом публичной продажи является массовое распространения токена, хотя многие стартапы уже пришли к выводу, что того же эффекта можно достичь и другими способами. Увеличение количества закрытых продаж приводит к распространению токенов. Например, Tatatu выпускает токены на сумму $50 млн, а Orbs платит разработчикам за использование своей платформы.
Некоторые стартапы работают как с частными, так и с публичными предложениями. К примеру, финтех-компании Dragon, привлекающей средства средства для внедрения блокчейна в игровую индустрию, удалось собрать $408 млн через закрытые продажи, и лишь $12 млн — через публичное предложение.
И все же, некоторые проекты можно по-прежнему успешно реализовать путем публичного предложения о продаже, хотя такой подход уже не сильно популярен. В качестве контрпримера можно привести сделку по EOS на $4 млрд — судя по всему, она станет крупнейшей в этом году.
Качественный разрыв«Мы наблюдаем более явный разрыв между высококачественными и низкокачественными проектами. Хорошие проекты постепенно уходят к частным инвесторам, а плохим проектам становится все сложнее найти инвесторов», — считает Энди Бромберг (Andy Bromberg), руководитель платформы CoinList, помогающей компаниям привлекать средства через ICO.
Можно сделать вывод, что ICO потеряло некоторые свои привлекательные стороны. Но все же инновационной стороной ICO является сама технология, с помощью которой неликвидные активы превращаются в торговые токены, в отличие от системы, в которой венчурное финансирование полностью зависит от регулирующих органов и состоятельных личностей.
Факты мошенничества, действий регулирующих органов и некоторый спад на криптовалютном рынке в начале этого года свидетельствуют о том, что с точки зрения среднего розничного инвестора преобразование всех сбережений в токены — не самая лучшая идея.
Запись «Хорошие проекты уходят к частным инвесторам»: как изменились ICO с начала года впервые появилась Bloomchain (Блумчейн.ру).
Аналог Notcoin - Blum - Играй и зарабатывай Монеты